ул. Ленина, д. 27а. ТЦ "А-Квадрат"

Главная Тренинги Расписание Статьи Отзывы Контакты Фото Наша команда

Лгут ли сказки?

Сказка
- ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок! Все мы помним с детства эту фразу, которой заканчивались любимые сказки. Но все ли в сказке ложь? И какой же урок нужно извлечь добрым молодцам?

Карл Юнг, родоначальник аналитической психологии,
впервые серьезно заговорил об архетипах, лежащих в основе общечеловеческой символики
мифов и волшебных сказок. Сказкотерапия – современное направление в психологии - активно использует в терапии архетипические сказочные сюжеты (образ Пути, борьбы со злом, любви, предательства и т.д.).

Но сказка – это не просто набор архетипических сюжетов, это живое явление, и очень важно рассматривать ее органически, целостно. Именно так подошел к исследованию волшебной сказки наш замечательный соотечественник Владимир Яковлевич Пропп, фольклорист с мировым именем. Ученый исследовал сказки, мифы, легенды народов всего мира и сделал потрясающее открытие: сюжеты волшебных сказок у всех народов имеют единый код развития действия! Герой русской сказки и сказок, предположим, народов Зеландии или Африки проходит один и тот же путь, встречает похожие
препятствия и помощников и т.д. Поразительно, что сюжеты и религиозных повествований также отражают эти закономерности, доказывая единство и сакральную глубину древних сюжетов.

Получается, что предки всех народов действительно передали нам через волшебные сказки наказ (добрый молодцам урок), не зря же сказки читаются в детстве, когда ребенок впитывает их образный, метафорический язык напрямую, и сказка мягко и экологично закладывает те программы, которые будут помогать маленькому человеку оптимально проходить свой жизненный путь. Речь идет именно о волшебных сказках как одном из самых древних пластов народной культуры.

Известно, что до 5 лет у ребенка формируются основные жизненные программы, установки, стратегии (стратегия – последовательность действий в той или иной ситуации). И именно в этом возрасте следует читать
малышу волшебные народные сказки, питать ребенка из чистого источника, закладывать в его душу и сознание базовые общечеловеческие ценности, чтобы в зрелом возрасте он прошел свой путь Героя и не потерялся перед неизбежными препятствиями, легко достигал намеченных целей, не сошел с пути…

К сожалению, в последнее время мы «пичкаем» детей всем, что нам кажется, будет их развивать в большей степени, а в итоге получается, что вместо чистого источника волшебных сказок мы больше читаем авторские сказки или произведения. Я не против литературы, ни в коем случае! Но все же важно, чтобы ребенок слышал помимо всего прочего и волшебные народные сказки. Детское сознание до 5 лет впитывает все как губка, все установки усваивает без какого-либо критического анализа. Становясь старше, ребенок уже начинает более критически относиться к тому, что он слышит и видит, становится менее внушаем.

Нужно понимать, что авторские произведения и сказки очень часто содержат такие жизненные стратегии, которые заводят главных героев в тупик, уводят от реальности, воспитывают эгоизм, навязывают абсолютно искаженные принципы и ценности. Такая литература будет полезна в уже более сознательном
возрасте, когда ребенок уже сможет отличить добро от зла, правду от лжи.

Все больше и больше людей сегодня имеют неустроенную судьбу, пасуют перед трудностями, не могут построить серьезных отношений, зациклены на своих неудачах, имеют низкую самооценку, ни в чем не уверены, не видят возможностей, которые открывает им жизнь. Этому есть множество причин, и одна из них мне видится в том, что в детстве родители «не напитали» их из чистых источников волшебной сказки.

Но можно ли это изменить, можно ли «помочь горю»? На тренинге «Путь Героя: сказки для взрослых» мы попытались соединить психологию и фольклористику, учение Юнга об архетипах, принципы сказкотерапии и результаты исследований В.Я. Проппа. Используя специальные методики,
мы предложили взрослым написать свою сказку, следуя сказочной фабуле (последовательности структурных элементов сказки). И что получилось?

А получились произведения абсолютно фантастичные и оторванные от реальности, поражающие своей нелогичностью и безжизненностью. Например, в одной из сказок нашей участницы Змей украл волшебный сад – как вообще можно украсть сад?

В волшебной сказке все очень конкретно и логично, в народных сказках жизнь бьет ключом! Да, там есть волшебные предметы и существа, но действия героя вполне реалистичны и мотивированы: герой отправляется в путь-дорожку решать конкретную задачу, знает, где и как добыть ресурсы или помощников, чтобы справиться с заданием, и т.д.

Беда современного человека в том, что при переизбытке информации она не структурируется и не
переходит в знание, которое может помочь в жизни. Беспорядочная информация как раз и рождает неуемные, оторванные от жизни фантазии. А в итоге человек теряет ориентиры, не может построить ни серьезных отношений, ни стать профессионалом на работе, находясь все время в иллюзиях и бесплодных поисках себя и своего места в этом мире.

И что характерно: во многих сказках, которые пишутся участниками тренинга, герой отправляется не решать конкретную задачу, а искать неведомые знания или, того хуже, уходит из дома, так как родные его не понимают и не ценят. Знакомые всем нам нотки жалости к себе.

Интересно, что очень часто в сюжетах сказок наших участников тренинга встречается болото. Герой или героиня пьют гнилую воду из болота либо отправляются за волшебным зельем. Как тут не вспомнить о том безудержном потоке «мутной» информации, который обрушивается сегодня на наши бедные головушки?!

Современные
Герои сплошь и рядом
у сказочного дарителя (бабы-яги, например) набирают массу разных волшебных вещей, которыми в дальнейшем так и не могут толком воспользоваться. И при этом, получая волшебные дары, сам-то герой не особо кому помогает или проявляет доброту и сочувствие. В основном все что-то берем и пользуемся
и при этом не проявляем ни особого мастерства, ни сострадания. Интересно, что больше всего волшебных даров берут и при этом ничего не отдают взамен участники с неустроенной семейной жизнью, у семейных
пар с этим полегче: и берут не так много, и помогают другим персонажам по ходу сюжета.

Если мы говорим о сказке как некоей базовой матрице, то нужно признать, что эта матрица у современного человека настолько деформирована, что пора говорить о национальном бедствии!

Удивительно, как много может дать нам, взрослым, волшебная сказка для осознания
своего жизненного пути. И пусть в детстве кому-то не удалось прикоснуться к чистым истокам мудрости народной, у каждого из нас всегда есть возможность вернуться к ним, остановиться и осознать, туда ли мы идем, так ли идем, то ли делаем. Удивительно, как простая вроде бы детская сказка может повлиять на нашу судьбу!

Так что читайте своим малышам волшебные народные сказки, чтобы они росли настоящими героями, прививайте с младенчества здоровые жизненные принципы и ценности, тогда и на старости лет вас будут окружать благодарные отпрыски, а не Иваны, не помнящие родства, сдающие своих родителей в дом престарелых.

Ну а если вы сами решили сделать поверку своих жизненных стратегий – собирайтесь в путь-дорожку и отправляйтесь вместе с нами на турбазу на уникальную и необычную программу под названием «Путь Героя: сказки для взрослых»!

Руководитель ООО "Мурманский тренинговый центр"
Марина Мыжерицкая

Загрузка...

Ваш браузер не поддерживает javascript

Включите поддержку JS в вашем браузере