Секрет успешных продаж, или Почему нам так трудно увидеть друг друга?
Более 14 лет я провожу тренинги продаж. За это время отследила несколько интересных закономерностей, которыми и хотела бы поделиться.
По максимуму берут от тренингов только сильные продавцы. Слабые – берут очень мало, а если и берут, то им очень сложно использовать полученные знания.
Почему же кто-то легко осваивает новые техники работы и с успехом их применяет, а кому-то это сложно дается? Почему даже у мотивированных изначально работников интерес может быстро угаснуть?
Чтобы разобраться с этими вопросами, нужно понять, что такое продажа? Продажа – это умение услышать и понять потребности покупателя. Мне очень нравится выражение из к/ф «Аватар»: «Я вижу тебя!» - да, важно увидеть другого человека, повернуться к нему на 100%, а не скользнуть мимолетным взглядом.
И тут мы сталкиваемся с удивительным парадоксом: чтобы я смогла «увидеть» тебя, я должна для начала «увидеть» себя! И иметь смелость показать себя другому человеку, проявить себя. Вот что значит быть сильным. Как писал Марк Хоровиц, быть сильным – это значит «быть настоящим, в каждый данный момент своего существования в мире быть полностью тем, кем ты являешься, своим самым полным выражением…».
Другими словами, иметь силу и смелость говорить о своих интересах, о своих потребностях, а не «задвигать» их на задний план.
Слабый человек боится выразить себя, боится проявить свои желания, интересы, потребности. Как в семье, так и на работе. К чему это приводит? Женщина в семье долго терпит, а потом взрывается так, что больно всем. На работе: человек молчит, безропотно терпит давление извне, потом в какой-то момент или взрывается «бунтом», или молча уходит, обиженный, не понятый, разрушая себя изнутри.
Сильные делятся на две категории: одни живут за счет давления – в продажах они, как правило, «втюхивают». Да, это более результативная в плане продаж стратегия, но разрушающая и самого человека, и отношения. Вы можете купить, когда вам «втюхивают», но при возможности выбора все-таки пойдете потом в другое место, где на вас не будут так давить.
Другая категория сильных людей способна и к проявлению себя, своей уникальности, и способна увидеть другого человека, уважительно отнестись к его уникальности. Вот они и являются лучшими продавцами, руководителями. Когда мы проявляем баланс внимания к себе и другим – мы делаем все наилучшим образом. Общаемся, руководим, продаем, покупаем, строим, воспитываем … И при этом мы испытываем радость от всего, чем занимаемся.
Да, сила может быть разрушительной, а может быть созидательной. Созидает сила тогда, когда она уравновешена искренним вниманием к другому человеку.
Чтобы достичь такого баланса, важно учиться слушать и слышать себя, свои интересы, развивать в себе смелость выражать себя, свои мысли и чувства. А это очень сложно, ведь мы боимся, с одной стороны, показаться глупыми, некомпетентными, с другой стороны, опасаемся обидеть другого человека своими словами, действиями. А в итоге оказываемся «невидимыми» для другого. Мы общаемся с человеком, покупателем, а он нас не видит и не слышит. Как же он может что-то купить у нас?
Очень важно развивать свою внутреннюю силу как умение и смелость выразить себя. И только тогда мы сможем научиться видеть и слышать другого человека, близкого, коллегу, покупателя, руководителя, сотрудника и т.д.
И это справедливо не только в отношениях «продавец – покупатель», но и в отношениях «руководитель – сотрудник», «родители – дети», «муж и жена». В любых отношениях, если я уважаю себя и способен открыто проявлять себя, я более подготовлен находиться в отношениях с другими, не боясь, что потеряю себя, буду унижен или оскорблен.
И еще один важный момент: сильные продавцы только там, где руководители сами владеют созидательной силой и не боятся дать возможность своим сотрудникам раскрыться и проявить творческий подход к делу.
P.S. Именно поэтому готовим сейчас уникальную программу «Эффект синергии в команде», которая поможет укрепить силу и мотивацию ваших сотрудников работать и продавать наилучшим образом!)